Цитаты Иммануила Канта

Работы Канта изучаются философами и учеными во всем мире, что делает его одной из самых влиятельных фигур в истории западной мысли.


Гравюра Иммануила Канта

Иммануил Кант – выдающийся Прусский философ, живший с 1724 по 1804 год. Его идеи оказали глубокое влияние на различные дисциплины, в том числе на этику, метафизику, политическую философию и религию.

Самая значительная работа Канта – «Критика чистого разума» – была опубликована в 1781 году. В этой новаторской книге Кант попытался примирить рационалистический и эмпирический подходы к познанию и метафизике. Он утверждал, что знание не является следствием только опыта или разума, а скорее представляет собой их комбинацию. Он ввел понятие трансцендентального идеализма, согласно которому объекты опыта формируются под влиянием присущих человеческому разуму категорий и структур.

Важный вклад в развитие этики внесли работы Канта «Основания метафизики нравственности» (1785) и «Критика практического разума» (1788). Он выдвинул идею категорического императива – этического принципа, утверждающего, что человек должен действовать только в соответствии с принципами, которые могут быть универсально применены ко всем разумным существам. Эта идея подчеркивает важность морального долга и внутреннюю ценность человека.

Его идеи оказали глубокое влияние на широкий круг мыслителей и движений, включая немецкий идеализм, экзистенциализм и постмодернизм.

Деятельность есть наше определение.

В «Критике практического разума» Кант пишет о важности активности и её связи с самостью. Он утверждает, что самость не просто пассивный получатель сенсорных данных, а активное существо, которое формирует свой собственный опыт через свои действия. В разделе 5 этого труда Кант пишет: «Деятельность ума как способности познания является таким образом фундаментальным условием всего опыта». Позже, в разделе 8, он добавляет: «Самость как мыслящее существо не является пассивным получателем впечатлений, а активным созданием, которое посредством собственной деятельности осуществляет синтез многообразия явления».

Таким образом, хотя Кант и не использует точную фразу «Деятельность есть наше определение», его идеи о важности активности и роли самости в формировании собственного опыта безусловно соответствуют этой концепции.

Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.

Имей мужество использовать свой собственный разум.

Счастье есть идеал не разума, а воображения.

Мы не богаты тем, чем обладаем, а тем, без чего мы можем обойтись.

В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям.

Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта.

Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию. Он — то, что делает из него воспитание.

Одно поколение воспитывает другое.

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперёд.

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.

Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.

Злой человек не может быть счастливым, ибо, оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.

Страсть к расширению знания, увлеченная доказательством могущества разума, не признает никаких границ.

Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.

Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.

Чем больше привычек, тем меньше свободы.

Мыслить — значит беседовать с самим собой.

Я испытываю всю жажду познания, беспокойное стремление влечёт меня всё вперёд и вперёд, и каждый успех на этом поприще даёт мне радость.

Любовь к жизни — это значит любовь к правде.

Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

Женщины даже мужской пол делают более утончённым.

Женщина не любит выдавать себя и поэтому не напивается. Она слаба и потому хитра.

Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

Высшее благо есть единство добродетели и благополучия. Разум требует, чтобы это благо осуществлялось.

Беззаботность, а вместе с ней и неосторожность, которые вызывает опьянение, — это обманчивое чувство подъема жизненной силы; в опьянении человек не чувствует трудностей жизни…

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.

Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству.

Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.

Две вещи поражают моё воображение: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Один глядя в лужу видит в ней грязь, а другой отражающиеся в ней звезды.

Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё.

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.

Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Человечность эта способность участвовать в судьбе других людей.

Характер состоит в способности действовать согласно принципам.

Только постоянное изменяется; изменчивое подвергается не изменению, а только смене.

Умение ставить разумные вопросы — признак ума и проницательности.

Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.

Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке.

Кто не умеет сдерживать своей фантазии — тот фантазёр; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра — тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия — тот мечтатель.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

Интуиция никогда не подводит того, кто ко всему готов.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.

Цветы — это свободная красота в природе.

Прекрасное — это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.

Прекрасно то, что нравится независимо от смысла.

Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Поступайте так, чтобы любой ваш поступок мог быть возведён во всеобщее правило.

Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.

Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».

Принципы… представляют собой не только умозрительное правило, но и осознанное чувство.

Высшей среди обязанностей является глубокое уважение права других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Оно неприкосновенно и нерушимо. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами. Право человека должно обеспечивать ему безопасность, оно сильнее всякого оружия и надежнее всех стен.

Царство Божие придёт к нам только тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается. Вера эта ещё в зародыше. Но зародыш не может не разрастаться.

Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым.

Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.

Время — эмпирически реально и трансцендентально идеально.

Долг — это уважение к праву другого.

Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.

Нравственность заложена в характере.

Человек, который уже проявляет … жестокость по отношению к животным, не менее жесток и по отношению к людям. Мы уже можем узнать человеческое сердце даже по отношению к животным.

Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.

Люди бежали бы друг от друга, если бы всегда видели друг друга совершенно открыто.

Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Совесть есть сознание внутреннего судилища в человеке.

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством.

Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

Мужчина ревнует, когда любит; женщина — даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников.

Две вещи наполняют душу всегда новыми и все более сильными удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир.

Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.

Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

Мочеиспускание — единственное из удовольствий, после которого не мучают угрызения совести.

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.

Смерть догмы — это рождение реальности.

Страдание – это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности. Кого же, наконец, не может побудить к деятельности никакое положительное страдание, на того негативное [страдание], [т. е.] скука как отсутствие ощущений, которое человек, привыкший к их смене, замечает в себе, стремясь чем–нибудь занять свой жизненный импульс, часто оказывает такое действие, что он чувствует себя побужденным лучше сделать что–нибудь себе во вред, чем ничего не делать.

Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает.

Следует признать, что величайшие беды, которые угнетают нравственно облагороженные народы, возникают из-за войны, причем не столько настоящей или бывшей, сколько из-за никогда не ослабевающих и даже непрерывно увеличивающихся приготовлений к войне будущей. На это тратятся все силы государства, все плоды его культуры, которые могли бы употребляться для еще большего обогащения последней; свободе повсеместно наносится весьма сильный ущерб, а материнская заботливость государства о своих отдельных членах превращается в безжалостно суровые требования, которым находят, однако, оправдания в заботах о внешней безопасности.

Для самой же войны не нужно особых побудительных причин: она привита, по-видимому, человеческой природе и считается даже чем-то благородным, к чему человека побуждает честолюбие, а не жажда выгоды; это ведет к тому, что военная доблесть рассматривается как имеющая большую непосредственную ценность (у американских дикарей, равно как у европейских во времена рыцарства) не только во время войны (что справедливо), но также в качестве причины войны, и часто война начинается только для того, чтобы выказать эту доблесть; стало быть, в самой войне усматривается внутреннее достоинство, так что даже философы восхваляют войну как нечто облагораживающее род человеческий, забыв известное изречение грека: «Война дурна тем, что больше создает злых людей, чем уничтожает их.

Меньше всего боятся смерти те, чья жизнь дороже всего.

Только спустившись в ад самопознания, можно проложить путь к божественности.

В этих цитатах отражены основные идеи философского творчества Канта, такие как важность разума, моральный долг, стремление к познанию, ценность автономии личности.


Делитесь с друзьями!

16

Какова ваша реакция?

Нравится Нравится
19
Нравится
Класс Класс
18
Класс
Решала Решала
10
Решала
Бзик Бзик
13
Бзик
Ого Ого
4
Ого
Ржака Ржака
4
Ржака
До слёз До слёз
1
До слёз
Тупо Тупо
0
Тупо
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Орлов

Александр Орлов

Человек, который задает вопросы, ищет ответы и пытается разобраться в сложных проблемах и вопросах, связанных с жизнью, моралью, этикой, наукой и технологиями.